Nilpeter: 90 лет работы для полиграфии
В мае с. г. Nipeter, одна из самых известных и уважаемых компаний-производителей узкорулонных печатных машин, отмечает свое 90-летие. Спустя почти век она остается, как и прежде, семейным предприятием. Наверное, такое возможно только в консервативной, стабильной, но прогрессивной Дании. Но это не мешает компании быть среди главных новаторов отрасли: именно ее идеи часто движут технологию вперед.
История компании Nilpeter началась почти случайно: вскоре после окончания Первой мировой войны в одном из пабов Копенгагена за кружкой пива встретились два датских инженера-полиграфиста — К.А.Нильсен и А.Н.Петерсен. Оба они много лет проработали в полиграфии: К.А.Нильсен — на фирме, которая производила тигельные печатные машины, а А.Н.Петерсен занимался разработкой и конструированием полиграфического оборудования. Оба они обладали высокой квалификацией и богатым опытом: участвуя в создании и установке машин в типографиях, они хорошо знали нужды и потребности отрасли и понимали, как можно их удовлетворить. Встретившись за стойкой бара и разговорившись, оба внезапно поняли: вместе они могут воплотить свои идеи и мечты гораздо лучше и быстрее.
Первые трудности и победы
Время от рождения идеи до ее воплощения было недолгим, и к 1 мая 1919 г. была создана компания C.A.Nielsen & Petersen. Это название компания носила до середины 70-х, позже оно было изменено на более звучное Nilpeter — его мы знаем и сегодня.
Начиналась совместная работа нелегко: в то время было сложно найти квалифицированный персонал, оборудование и подходящее помещение. В Копенгагене арендовали гараж, который приспособили для ремонта и сервисного обслуживания печатных машин и другого типографского оборудования.
Компания быстро развивалась, и в 1924 г. переехала в большее и более удобное помещение в Копенгагене. Расширив производство, владельцы стали покупать и восстанавливать старые печатные машины. Спрос на них был большой, поскольку приобрести новые печатные машины в послевоенное время мало кто мог себе позволить.
Но уже в том же 1924 г. компания начала выпуск своей первой тигельной печатной машины Simplex. К сожалению, она не имела коммерческого успеха, но был приобретен ценный опыт, а выпущенные машины работали без сбоев много лет.
Новое направление
Еще одна встреча — с К.Ф.Кроном — стала ключевой для компании. Работая в США, Крон обратил внимание на новинку — гуммированную бумагу, которую можно было использовать для многих видов упаковки. Крон начал поставлять ее в Европу и стал искать компанию, которая могла бы изготавливать оборудование для производства этого продукта в Дании. Как нельзя лучше с этим справилась С.A.Nielsen & Petersen. Так было начато производство специализированного оборудования. Это направление стало главным, и компания следует ему до сих пор.
В 30-е годы была выпущена успешная новинка — рулонная машина для печати рекламных афиш, которая работала со скоростью 48 тыс. отт/ч.
К 1939 г. производственные мощности компании удвоились, а сама она приобрела репутацию способной решать неординарные задачи, например, конструировать рулонные флексографские машины или оборудование для изготовления спичек. В те же годы был создан новый тип высекальной машины.
Незадолго до Второй мировой войны К.А.Нильсен скончался, и А.Н.Петерсен уже один генерировал оригинальные идеи и хранил традиции компании. Во время войны появились специфические заказы на оборудование для печати бланочной продукции, а также изготовления бумажных бечевок, салфеток и полотенец. Эти машины С. A. Nielsen & Petersen устанавливали по всей Европе.
Концепция для этикеток и не только
После войны экономический подъем потребовал нового оборудования, и конструкторы вспомнили о своей «неудачной» машине Simplex: ее модернизировали и вновь представили рынку как полуротационную машину высокой печати, работающую с рулона в рулон или в листы. На ней можно было печатать билеты, этикетки и подобную продукцию. Это была машина с очень гибкой секционной конструкцией — новинка для того времени. Можно было по индивидуальному заказу клиента комбинировать печатные секции, высекальные, для пробивки отверстий и пр. Эта концепция до сих пор является актуальной и востребованной.
Другая новинка того времени — Viking Dominator. Это новый тип машины для печати маленьких бумажных этикеток и их отделки тиснением фольгой. Они использовались для ювелирных изделий, косметики, шоколада, а также как сигарные манжетки. Эти машины работали с рулона в рулон или в листы, а ширина рулона была очень небольшой — всего 100-120 мм. Печать высокая, в одну-три краски, причем высекальный штамп часто был интегрирован прямо в печатную форму.
Две эти модели машин дали новую жизнь компании. В течение десятилетий они были «рабочими лошадками» во многих типографиях, и ветераны до сих пор тепло вспоминают о них.
Эра самоклейки
Незадолго до войны американец С.Авери изобрел новый материал для этикеток, который заменил гуммированную бумагу и сделал своего создателя знаменитым. Самоклеящийся материал произвел настоящую революцию в мировой этикеточной отрасли. В Европе он появился только в конце 40-х гг. С.A.Nielsen & Petersen были одними из первых в Европе поставщиков оборудования для работы с самоклеящимися материалами. Для этого были модернизированы популярные машины Simplex и Viking Dominator. Уже в начале 50-х гг. они стали неотъемлемой частью производства этикеток почти во всех европейских странах.
В это же время в руководство компании пришло новое поколение: скончался А.Н.Петерсен, и управляющим директором стал муж его дочери, А.П.Эриксен, к тому времени несколько лет проработавший в компании.
Первые флексографские и комбинированные
В начале 60-х спрос на машины для производства этикеток быстро рос. Компании потребовалось новые производственные мощности: был построен новый завод в небольшом городке Слагельзе, расположенном в 90 км к западу от Копенгагена. В столице оставались конструкторы оборудования и часть производства. Постоянное совершенствование конструкции машин, их надежность и удобство обеспечили рост продаж, особенно за рубежом. Это потребовало организации сбыта по всему миру с квалифицированным многоязычным персоналом, и был создан собственный отдел экспортных поставок. Компания приобрела международный статус, во многих странах появились ее представительства или агенты.
В середине 70-х была выпущена новая версия машины Simplex — S-330. Впервые на одной машине использовались два способа печати — высокая и плоская трафаретная, что дало возможность печатать этикетки со сложными, яркими изображениями.
В это же время была создана ключевая новинка — секционная флексографская машина Rotolabel F-200. Это был шаг вперед от полуротационного к истинно ротационному принципу печати. Чуть позже была выпущена модификация для привычной высокой печати — Rotolabel B-200. Именно эта конструкция стала базовой для всех современных флексографских машин компании.
Новые времена — новые нравы. Компания изменила логотип на более энергичный и выразительный и стала называться коротко: Nilpeter. Под этим именем мы знаем эту компанию больше 20 лет.
В 1981 г. А. Эриксен отошел от дел, и компанию возглавил его сын, Ларе Эриксен, который руководит ею по сей день.
Инновационный дизайн
В конце 80-х гг. в Слагельзе компания строит новый завод и офис, используя самые современные принципы архитектуры и дизайна: единое просторное офисное помещение, никаких перегородок и закрытых дверей. То же самое и в цехах: открытое пространство, отсутствие внутренних стен.
Новые здания завода вмещают механический цех, сборочный и шоу-рум.
Уже в начале 90-х комбинированные машины серий В и F были дополнены новыми, более широкими машинами: F-3000 и В-3000. Концепция комбинированной печати доминирует: заключено партнерское соглашение с компанией Stork, которая выпускает секции ротационного трафарета.
В 1994 г. Nilpeter впервые выпустил узкорулонную машину для офсетной печати этикеток Offset 3300. Тогда многие это расценивали как фантастическое решение, которое не будет воспринято рынком. Однако именно оно дало новый толчок развитию фирмы.
В 2000 г. специалистам представлена концепция «Полное совершенство» — Total Performance, которая разработана с целью удобства использования разных способов печати и отделки, разных ширин полотна и разных материалов.
Следующий шаг — серия машин FA-Line (Flexo Advanced), собравшая в себе все новейшие достижения в конструировании: мультипроцессность, УФ-печать, сервоприводы, гильзы, температурный контроль полотна и многое другое. Машина быстро стала очень популярной, как и выпущенная год спустя, в 2006 г., младшая, более простая модель FB-Line (Flexo Basic). А уже год спустя на выставке Labelexpo в Брюсселе Nilpeter представил «Концепцию мечты» — Dream Line Concept, включающую три машины: флексо, цифровую и мультипроцессную, созданные на общей базе с использованием всех видов печати и отделки. Здесь же был показан модуль струйной печати Caslon, сконструированный совместно с компанией FFEI. А в прошлом, 2008 г., выпущена еще одна серия машин FG-Line (Flexo Global). Она заполняет нишу между двумя предыдущими сериями, вобрав в себя все лучшее из обеих. Эта полностью сервоприводная машина изготавливается в США, но полностью по европейским стандартам. За счет долларовой цены она будет обходиться существенно дешевле.
Расширение географии
Компания постоянно работала над продвижением машин по всему миру. В 2001 г. Nilpeter приобрел расположенную в Цинциннати (США) компанию Rotopress, которая производила простые флексографские машины для американского рынка. Теперь там производятся машины FB и FG.
Директор по сбыту и маркетингу Якоб Ландберг рассказывает: «Машины Nilpeter производятся на двух основных производствах: в Слагельзе и Цинциннати. Они продаются в 64 странах. Недавно начато производство в Бразилии — исключительно для южноамериканского рынка: отсутствие таможенных пошлин дает большие преимущества местным типографиям. Здесь производится клон машины FB, который пользуется большим спросом. То же самое — в Индии, где мы недавно открыли производство FB в городе Ченнай, недалеко от Мадраса. Этикеточная отрасль в Индии развивается очень бурно, как и весь потребительский рынок этой страны.
Кроме того, есть дочерние компании в Китае, на Тайване, в Таиланде — они занимаются продажей машин в Азии и их сервисным обслуживанием. Философия Nilpeter — продажа и сервис должны идти рука об руку и представлять собой единое целое. Мы реально придаем сервису очень большое значение: например, во многих странах есть только сервисные представительства, но нет продавцов. Nilpeter всегда стремится поддерживать самые тесные отношения с людьми, которые купили машины.
Сегодня у нас по всему миру около 500 сотрудников. Ежегодно компания выпускает до 150 машин. А всего в мире насчитывается более 2 тыс. работающих машин, хотя поставлено было, конечно, больше. На сервисном обслуживании находятся и такие машины, которые были установлены еще в 70-е годы и до сих пор работают.
Для нас Россия, страны СНГ и Балтии являются одним из ключевых рынков. Здесь мы с конца 80-х работаем через нашего давнего партнера — компанию Itraco. Можно сказать, что Itraco — часть семьи Nilpeter. Именно благодаря Itraco мы получили очень значительную часть рынка. Сила этой компании в том,что она поставляет не только оборудование, но оказывает очень широкий спектр услуг. Всего в России установлено около 80 наших машин, но если считать б/у, то гораздо больше. Несмотря на то, что в связи с кризисом произошло резкое торможение рынка в России и на Украине, мы будем ждать окончания тяжелых времен и постараемся и дальше успешно работать».
Офсет, флексо, «цифра»
Сегодня, по мнению Я. Ландберга, офсету принадлежит около 20% мирового объема производства этикеток. Часто это печать на стартстопных машинах. Несмотря на развитие УФ-флексографии, в последние пять лет этикетки высокого качества постепенно переходят в офсет. За флексографией и в будущем останется не меньше 50% рынка. Офсет стабилизируется на 30% — это этикетки для косметики, парфюмерии и другой продукции, требующей высокого качества изображений.
Офсетные машины прежней конструкции несколько проигрывали флексографским: при смене заказа в офсете надо было целиком менять кассету с печатным аппаратом, а во флексо — только формный цилиндр и может быть, анилокс. В новой офсетной машине надо сменить только комплект гильз: формную и офсетную. Заметим, что стоимость комплекта 3 тыс. евро, а кассеты — 15 тыс. Кроме того, есть масса других преимуществ: новые красочные валики, система охлаждения, более стабильная температура краски и увлажняющего раствора. Подача краски и воды регулируется автоматически в зависимости от скорости машины: баланс краска/вода устанавливается один раз для каждой краски. В каждой офсетной секции 7 сервомоторов: привод формной и офсетной гильзы, привод красочного и увлажняющего аппаратов, а также несколько вспомогательных. Появилось множество компьютеризованных функций, регулирующих процессы. Огромное развитие получило программное обеспечение.
И все же основное направление и конек Nilpeter — комбинированные мультипроцессные машины. Поэтому компания выпускает машины только линейного секционного построения: у планетарных, конечно, есть свои преимущества, но поместить разные печатные секции вокруг общего цилиндра практически невозможно. У Nilpeter есть примеры соединения в одной машине флексографии, офсета, трафарета и глубокой печати. Например, на такой машине печатают этикетки для широко известного бренда Pantene Pro-V: глубоким способом печатают один вид серебра, второй — флексо, синий металлик печатают офсетом, трафаретом — белую и черную краски. Это жесткое требование производителя: дополнительная защита от подделок. Понятно, что справиться с такой сложной работой может не каждая машина.
В прошлом году была представлена очередная новинка — секция струйной печати Caslon, созданная в сотрудничестве с компанией FFEI. Это позволяет печатать персонализированную продукцию, оперативно менять изображения, нумеровать и многое другое. В отличие от многих других цифровых модулей Caslon не требует ежедневной калибровки и печати пробных оттисков. Машины с цифровой секцией уже востребованы рынком.
Завод
В компанию Nilpeter мы приехали втроем: автор этих строк, Антон Чазов, ведущий менеджер ЗАО «Итрако» (С-Петербург), и Вальтер Беслер, менеджер по экспортным поставкам ITRACO GmbH (Германия). О компании и заводе мне рассказывал Я. Ландберг, а мои спутники добавили к его рассказу много интересного и полезного.
Скажем сразу: завод в Слагельзе — это НЕ сборочное производство, каковым является большая часть предприятий, выпускающих узкорулонные машины. Более 60% всех деталей изготавливается здесь. По мнению Я. Ландберга, завод Nilpeter — одно из самых современных производств в Дании, а может быть, и в Европе: за последние три года инвестиции в него составили более 10 млн евро. От себя добавлю — это самое продвинутое машиностроительное предприятие из тех, на которых приходилось бывать.
В цех металлообработки поступают стальной прокат и отливки. Здесь из них получают готовые детали. Сердце цеха металлообработки — роботизированная линия: заготовки крепят на специальных каретках, затем они следуют на многопозиционную обработку по индивидуальной программе. Если заготовки загрузить в пятницу, то в понедельник на автоматизированном складе будут лежать готовые детали.
«Потребуется около 10 лет, чтобы роботизированная система окупилась, — рассказывает Я. Ландберг. — Но положительный эффект появился сразу: сократились сроки поставки машин, стал возможным 100%-ный контроль качества. Части, которые мы раньше не могли производить, теперь изготавливаются на автоматизированной линии. Сокращение сроков поставки сегодня очень важно: если раньше типографии покупали машину, чтобы получить новые заказы, то теперь приобретают ее, уже имея новые заказы — под них. И им очень важно достаточно быстро получить оборудование. Обычный срок поставки составляет от 3 до 6 месяцев — в зависимости от типа машины и ее оснащенности. Мы не делаем их на склад, только под конкретного клиента. Без заказов не остались даже в это трудное время: производство полностью загружено на ближайшие 3 месяца.
Предварительный монтаж — крупноузловой: база, станина, печатные секции, узлы намотки/ размотки и др. — для определенных типов машин стандартные. Но каждая наша машина в достаточной мере специфична, сделана под конкретного клиента, хотя и собрана из стандартных модулей. В этом — большое преимущество и для нас, и для типографий, поскольку обслуживание и обучение аналогичны, те же запчасти, сервис.
Кстати, мы не используем легкие сплавы, алюминий. Станина и все основные несущие элементы стальные. Секция в сборе весит 2,5 т, а 10-секционная машина — 27-29 т. Это очень важно для стабильности и точности печати, гашения вибраций.
Каждая машина перед отправкой клиенту проходит тестовые испытания, причем почти всегда — с участием представителей заказчика. Мы каждый раз приглашаем клиентов на приемку.
Хочу заметить: полиграфисты — очень изобретательный народ, отрадно видеть, что даже сейчас они ищут новые подходы и решения. Этикетки — очень прибыльный сегмент, и даже внутри него есть сектора, где все совсем не плохо: термоусадочные этикетки, ин-молд, этикетки-манжеты сегодня слабо развиты, но имеют большой потенциал. И мы будем способствовать их развитию — а значит, процветанию наших клиентов».
Н. Шапинова
Флексо Плюс №2(68) Апрель 2009
Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:
Источник: Unipack.Ru
Версия для печатиВсе пресс-релизыДобавить пресс-релизПодписка на рассылку



21:24 Ivan
Вы действительно думаете, что у них был выбор?
10:57 vlulyanov
Опять оголтелая борьба не с тем.
13:23 vlulyanov
А есть ли регион, где спрос на упаковку низкий? Пока существуют магазины сам...
17:47 vlulyanov
Как-то так сложилось, что не сразу прочитал эту статью. А когда сейчас прочи...
10:39 vlulyanov
На мой взгляд, лучше бы снимки изделий-победителей здесь дали.